Сёнэн — мост между юностью и зрелостью

          После того, как мир стал интенсивно интересоваться японской анимацией, слово «аниме» вошло в обиход, как мультики, сделанные в Японии. На первый взгляд, все понятно и логично – было, какое-то время. Дело в том, что с течением времени, как авторы из западных стран смотрели аниме и перенимали опыт японцев, а писатели из Японии познавали западный мир мультиков и учились чему-то новому – все очень сильно перемешалось. Когда аниме активно начало о себе заявлять, западные студии стали звать японских режиссеров, а японские авторы прибегать к помощи иностранных студий. Естественно, в таких обстоятельствах: стили, подача, ценности – все перемешается. Так и случилось, не многие знают, но огромное количество детских западных мультиков, таких как: Приключения пингвинёнка Лоло, Пчёлка Майя, Трансформеры, Чип и Дейл, Винни-Пух – во всех этих произведениях прослеживается японский след, где-то это обыкновенный аутсорсинг, а где-то полноценная работа над сценарием и режиссурой.
 
          В 2010-х уже всем стало очевидно, что понятие аниме, как: «анимация, сделанная исключительно в Японии» - устарело, поэтому сейчас считается, что аниме – это мультипликация, которая как-то связана с Японией или восточным миром.
Однако возникает вопрос: чем японские мультики отличаются от западных – что им дали собственное название. Нет же какого-то термина, который обозначал бы французские, австралийские, канадские или российские мультики – а для японских, почему-то было сделано исключение Все дело в том, что весь мультипликационный мир поделен на Запад и Восток, соответственно во главе западного фронта стоят США, а с противоположной стороны ринга находится Япония. Теперь, воспринимать аниме, как мультики, которые связаны не только с Японией, а с востоком в целом, стало попроще.
 
          Вернемся к отличиям, первое, чем выделяется аниме от своих западных конкурентов, это рисовка. Американские мультики имеют более разнообразный стиль анимации. Тогда как в аниме, даже которое от разных авторов, все равно чувствуется какая-то общая черта. Особенно это прослеживается в том, как рисуют людских персонажей: уж больно они как-то похожи друг на друга – и это действительно так.
 
          Второе, что можно сразу выделить, это частота кадров. Нормой считается 24 кадра в секунду, но в аниме, ради экономии бюджета, частота кадров в секунду 12, а может даже становиться 8 кадров в секунду – в обычных и проходных сценах, а вот в экшен эпизодах или в критически важном сценарном моменте, частота кадров может резко возрастать. Из-за этого аниме выглядит более обрывисто и рвано.
 
           В-третьих, что можно отметить, это целевая аудитория. В Америке хорошо развит как кинематограф, так и мультипликация – поэтому долгое время, примерно до 1980-х мультики предназначались преимущественно для детей. Понятно, что многие работы Диснея смотрели вообще все: от мала до велика – но целевой аудиторией долгое время были дети. В Японии же, с производством собственного кино все не очень хорошо. Как минимум, это связано с тем, что аниме индустрия работает на все категории населения – то есть, аниме в Японии смотрят все. И так было всегда: практически с самого начало развития, аниме целилось во все слои населения. Пока в Японии в 70-х выходил Босоногий Гэн, который рефлексировал на тему трагедии Хиросимы и Нагасаки – в Америке выходил Том и Джери.
 
          В-четвертых, это источники для экранизации. Для американских анимационных картин их можно разделить на три категории: - сказки и фольклор; оригинальные идеи; графические романы - но не забываем, что первые супергеройские мультики стали выходить только начиная с 80-х. С аниме же все интересней, там за основу бралась манга или ранобэ, на основе которой делалось аниме. То есть, в Америке нельзя было прийти со своим комиксом/книгой/идеей, и предложить боссам студии заняться мультипликационным проектом по экранизации – тогда как в Японии, студии сами бегали за молодыми авторами, и предлагали им поработать с ними.
 
          Что по итогу, аниме-индустрия начала развиваться в 40-х годах двадцатого века; целевой аудитории, как таковой не было – пытались угодить всем и выпускать для всех; студии активно сотрудничали с молодыми авторами; в большинстве случаев экранизировали графические романы и лайт-новеллы; научно-технический прогресс спровоцировал активный интерес к фантастике – если объединим все это, то получим самый популярный и знаменитый жанр в аниме – сёнэн.
 

WHO IS WHO ЭТОТ ВАШ СЁНЭН

 
          Для отправной точки возьмем описание на сайте yummy, и так: сёнэн — аниме, рассчитанное на особую целевую аудиторию — мальчиков и юношей в возрасте от 12 до 18 лет. Основными признаками жанра служит протагонист мужского пола, быстрое развитие и динамичность сюжета. Произведения в жанре сёнэн, как правило, содержат больше юмористических сцен, концентрируются на темах мужской дружбы, товарищества, соперничества в жизни, спорте или на боевых действиях.
 
          Предлагаю проверить это описание. Я составил список из пяти самых популярных аниме в жанре сёнэн, ориентируясь по рейтингу, количеству голосов и количеству просмотров – на сайте yummy. Встречайте: Наруто; Хантер х Хантер; Доктор Стоун; Магическая Битва; Клинок Рассекающих Демонов – это самые популярные аниме в жанре сёнэн.
 
Image
          Итак, во всех из них главный герой парень – да, и не просто парень, а именно что, молодой юноша. Динамичный сюжет, присутствует во всех из пяти кандидатов. Юмор, также есть везде. Мужская дружба и товарищество – имеется. Также хотелось бы затронуть аниме про спорт, или как он еще называется спокон (от японских слов спорт и сила воли). Если посмотреть самые популярные споконы на сайте, то это: Первый Шаг, Завтрашний Джо, Волейбол, Боец Баки, Синяя Тюрьма, Блю Лок – все эти тайтлы относятся к жанру сёнэн. Можно даже утверждать, что споконы это поджанр сёнэна, просто в другом амплуа. Зачастую в сёнэнах идет речь про приключения: Наруто погружается в мир ниндзя; Гон собирается стать хантером и т.д. В споконах очень похожая ситуация – с тем лишь отличием, что в них приключения происходят в мире спорта.
 
          Но я бы немного подкорректировал это описание, дополнив его тем, что в сёнэнах очень часто поднимается тема подростковой любви. На ней редко сильно концентрируется, но тем не менее определенную роль в сюжете она играет.
 
          Что мы получаем в сухом остатке: молодой юноша отправляется в новый для себя неизведанный мир, где ради достижения своей цели должен преодолеть разного рода препятствия, параллельно с чем приобретает друзей и товарищей.
 
          Уже по этому небольшому описанию можно сделать вывод, что сёнэн - это приключенческая история с классической структурой мономифа.
 
Image
          Человек издавна любил сочинять и передавать истории. Сначала это были наскальные рисунки, где были отражены важные события, которые приключались с авторами этих живописей. Позже, когда человеку удалось передавать сложные мысли при помощи речи – люди начали рассказывать истории друг другу, и хранить их для следующего поколения. История – очень полезный инструмент, который выполняет важную роль. Во-первых, это хороший способ отдохнуть от повседневной рутины, расслабиться и послушать интересный рассказ. Во-вторых, отличный метод для обучения. Когда маленький ребенок слушает затягивающую его историю, то одновременно с этим ему пытаются донести какую-то мораль: помогать нуждающемся; не доверять незнакомцам; упорствовать, чтобы добиться своей цели и т.д. Если подобные вещи внедрять ребенку исключительно прямо и сухо, то любому человеку от этого будет плохо – а вот если, подобные смыслы обернуть в интересную форму, то это уже совсем другой разговор. В-третьих, это пропаганда: донесение своих ценностей и мировоззрения для больших масс – задачка не из простых. В-четвертых, формирование передача и обмен культурными ценностями. Бесспорно, в основе любой нации или государства лежит в первую очередь политика и экономика – однако этого недостаточно. Культура играет важную роль в формировании общества, как единого организма, она способствует объединять огромные массы людей, что благоприятствует развитие общества.
 
          В разное время, в разных народах и на разных континентах формировался и формируется свой фольклор, который влиял даже на способ мышления и выбор жизненных ориентиров. Но как оказалось, несмотря на такое разнообразие легенд и мифов у них есть много общего.
 
          В 20-м веке, американский религиовед и мифолог Джозеф Кэмпбелл выдвинул теорию о том, что мифы и легенды разных народов: от Скандинавии до Индии – имеют поразительно много общих черт. Проанализировав фольклор различных культур, Джозеф Кэмпбелл составил общий каркас для большинства приключенческих историй.
 
Image
 
          Есть главный герой, которому нужно отправиться в путешествие, чтобы что-то заполучить: Наруто хочет стать хокаге; Гон найти отца; Танджиро спасти свою сестру; Юдзи не желает погибать и быть поглощенным демоном; Сэнку вернуть цивилизацию и возродить человеческий прогресс.
 
           Еще не успев погрузиться в приключение целиком, главной герой встречает испытание, которое говорит ему, что дальнейший путь опасен и сложен, если он пойдет туда, то не факт, что вернется. Часто на этом этапе главному герою помогает человек, которого можно назвать наставником. К примеру, в первой серии Наруто для того, чтобы главный герой стал ниндзя, ему надо изучить технику теневого клонирования. Он похищает список с различными техниками, и решает посмотреть, что там находится – по волею судеб, там отображён принцип изучения техники множественного теневого клонирования. В это же самое время ниндзя, который подсказал Наруто, где спрятан свиток, готовится убить Наруто так как в нем живет Девятихвостый Демон Лис. Наруто испуган и подавлен настолько, что не может дать отпор противнику. Но тут вмешивается Ирука сэнсей, который помогает Наруто и придает ему новых сил, которые способны отразить нападение. Эта сцена, которая происходит в первой серии, уже дает нам понять, что мир, в который стремится Наруто – жесток и безжалостен в нем не пощадят даже ребенка. А Ирука сэнсей выступает в роли наставника. И персонаж Ирука очень важный, ведь если бы не он, то Наруто все равно мог бы победить нападавшего – он же в итоге так и сделал. Но в таком случае, сам Наруто мог быть совершено другим. Если бы не Ирука, то Наруто пошел бы по темному пути.
 
          Дальше идет преодоление первого порога. Главный герой уже окунулся в новый мир, и для начала ему нужно показать, что из себя представляет место, в котором он находится. Герой должен поставить для себя осязаемые цели и задачи, которые ему нужно решить, чтобы в будущем быть способным выжить. В Наруто, таким порогом оказывается первая миссия команды №7, где им просто нужно сопроводить клиента до места назначения. Им могут помешать обычные бандиты, но особых проблем они создать не должны. Но как оказалось, заказчик специально занизил уровень опасности, который ему угрожает, чтобы меньше заплатить охраняющим его ниндзя. После боя с Забузой и Хаку – Наруто понимает, что ему еще расти и расти для того, чтобы преодолевать дальнейшие препятствия.
 
          Вслед за этим начинается этап: испытания, союзники, враги. И это экзамен на Чуунина, Наруто должен пройти экзамены, чтобы стать сильнее – одновременно с этим он набирает себе союзников и врагов – а также попутно идет углубление в мир Шиноби.
 
          По ходу сюжета уровень опасности должен возрастать, иначе история будет терять темп, что приведет к потери интереса у зрителей. Следующий этап – приближение к сокрытой пещере. Здесь герой понимает, что ставки растут и ему нужно хорошо подготовиться, чтобы выдержать дальнейший переломный момент. В Наруто, это тренировки с Джираей, где Наруто пытается управлять силой Девятихвостого, а также бой с Неджи.
 
          После чего идет главное испытание в котором протагонист сталкивается с силами антагонизма, которые достигли своего пика. Это бой Наруто с Гаарой, где Гаара выступает не просто очередным оппонентом Наруто, который напал на его деревню. Гаара является зеркальной копией Наруто у которого не было наставника Ируки, который наставил его на истинно верный путь. Наруто понимает и принимает всю боль Гаары, так как он такой же, как и он. Наруто не убивает Гаару, а стремится помочь ему, как когда-то это сделал Ирука и многие другие персонажи. Этот эпизод говорит главному герою и зрителю, что люди причиняют другим зло не просто, потому что они злые, а потому что у них в прошлом произошло что-то такое, что наставило их на этот путь. Поступать с такими особами можно по-разному. Самый лёгкий - убить, самый гуманный – максимально отгородить от общества, самый сложный – попытаться помочь им и показать другой выход их сложившийся ситуации.
 
          Однако этого еще недостаточно: главный герой должен доказать, что он точно усвоил данный урок. Он должен пройти еще одно испытание, и это спасение Саске и возвращение его в Коноху. Задача явно посложнее, чем было с Гаарой, так как Саске обременен проклятой клятвой убить своего старшего брата, который вырезал весь клан Учих. Так как у Гаары особой цели не было – то и переубедить его было проще. Несмотря на то, что у Наруто не получилось вернуть Саске в первом сезоне в Коноху. Он смог отстоять свои идеалы перед Саске, а также доказать тому, что они все-таки друзья.
 
          Обратный путь, возрождение и возвращение с эликсиром. Наруто и остальных возвращают домой, они живы и обрели новые цели и ценности. Хотя Сакура и подавлена тем, что не получилось вернуть Саске, Наруто проявляет удивительную стойкость и говорит, что обязательно вернет Саске в Коноху. Главный герой не собирается сдаваться своему идейному антагонисту, и готов также, как помог ему его наставник в начале этого приключения, помочь своему другу.
 
          Во втором сезоне начинается новое приключение, а соответственно круговорот мономифа повторяется снова.
 
          Мономиф очень удобный и гибкий инструмент для использования. Некоторые этапы могут меняться местами и вообще убираться, но основная суть не меняется.
 
Image
          Также хотелось бы поговорить о таких понятиях как обыденный мир и неизведанный мир. Обыденный мир – это точка опоры основного сюжета, здесь главный герой живет, своей обыденной жизнью перед тем, как отправиться в своё путешествие. Обыденный мир очень важен так как, он дает понимание зрителю, что из себя представляет главный герой вначале и чего ему не хватает. Это очень важный аспект для понимания всей истории. Неизведанный мир – это новый, чаше всего, фантастический мир для главного героя, в который он погружается, чтобы решить свои проблемы. В этом и кроется главный фокус любой похожей истории. На первый взгляд все сёнэны это о том, что герой крушит врагов, побеждает зло и становится самым сильным, уважаемым и почитаемым героем, который спас всех от непобедимого злодея. Но это все обертка, ширма, которая развлекает зрителя, чтобы попутно поднести ему какую-то мораль или смысл.
 
          Например, для Наруто обыденный мир — это жизнь обычного ребенка и учеба в академии для того, чтобы стать ниндзя. Неизведанный мир — это сам мир Шиноби и жизнь ниндзя. Наруто хочет отправиться из обыденного мира в неизведанный для того, чтобы обрести семью и друзей, которых ему так не хватает.
 
          В Бличе, обыденный мир Ичиго это также жизнь обычного старшеклассника, который проживает вместе со своим отцом и младшими сестрами. Неизведанный мир – это мир шинигами. В него он попадает так как ему нужно спасти свою сестру от пустого. Ичиго несколько раз мог отказаться от статуса шинигами, и продолжить жить обычной жизнью, но сначала он откладывает это, потому что пустые нападают на обычных людей, а он не может не помочь нуждающимся. А потом он отправляется в Общество Душ для того, чтобы спасти Рукию, так как опять-таки он не может оставаться в стороне, пока кто-то нуждается в помощи. Проблему, которую должен решить Ичиго в мире шинигами – это перестать себя винить за смерть матери, и простить себя за то, что не смог ее спасти, и перестать перекладывать на себя всю вину и ответственность.
 
          Стальной алхимик. Обыденный мир Альфонса и Эдварда – это жизнь с матерью, и ждать пока вернется их отец. Когда их мама умирает, то они решаются воспользоваться алхимией для того, чтобы воскресить ее – несмотря на то, что они прекрасно осведомлены, что воскрешать мертвых – это строжайшее табу. За нарушение этого правила Эдвард теряет свою ногу, а затем руку; а Альфонс утрачивает все свое тело. Они отправляются в неизведанный мир становясь государственными алхимиками для того, чтобы найти философский камень, который поможет им вернуть утраченное. Основной посыл, который должны понять братья – принцип равноценного обмена: чтобы что-то получить надо что-то отдать.
 
          Крутой Учитель Онидзука. Главный герой, двадцатидвухлетний Эйкити Онидзука хочет стать школьным учителем для того, чтобы жениться на 15-летний школьнице. Обыденный мир – разгульный образ жизни байкера. Неизведанный мир – школьная жизнь учителя, а также все, что с ней связано. Задача Эйкити это повзрослеть: вылезти из подростковой скорлупы, в которой он находится, и стать взрослым мужчиной.
 

РАЗДЕВАЙСЯ МОЙ ДОРОГОЙ

 
          Ни для кого не секрет, что аниме появилось благодаря манге. Если быть конкретней, то изначально аниме предполагалось быть рекламой манги по которой выпускалось аниме, но за тем стало очевидно, что люди предпочитают больше смотреть, чем читать, что повлекло за собой цепную реакцию.
 
          Ещё стоит добавить, что расцвет визуальных новелл как таковых вспыхнул именно в США вначале двадцатого века. Тогда видные деятели японской культуры отправлялись туда, дабы перенять их опыт и знания по созданию комиксов. Однако в то время подобные карикатуры выходили преимущественно в газетах, а не виде отдельных сборников. Заниматься переплетом графических новелл, и издавать отдельно, начали именно с Японии.
 
           Также не стоит забывать и про американскую мультипликацию: после Второй Мировой Войны японский рынок был заполонен американской продукцией – в том числе и мультфильмами. Японская анимация сильно отставала от американской, и была не в состоянии конкурировать.
 
          А сейчас отвлечемся немного, и поговорим вот о чем: вам никогда не казалось странным само наличие таких жанров, как:
 
                - сёнэн – произведения для юношей;
                - сэйнэн – произведения для взрослой мужской аудитории;
                - сёдзе – произведение для девочек подростков;
                - дзёсэй – произведения для женщин;
 
          Есть ли аналог чего-то подобного в Европе или на Западе? Первым, что может прийти на ум – это возрастное ограничение от детского до взрослого. Но в Японии тоже есть возрастные рамки, тогда для чего нужны вышеперечисленные жанры – получается, что они лишние – нет, конечно. Возрастной цензор существует для того, чтобы отгородить людей, которые не достигли определённого возраста смотреть то или иное произведение. То есть они нужны, чтобы отгородить «ребенка» от просмотра контента, который может навредить его психике. И в этом заключается фундаментальное отличие: цензор нужен, чтобы отгородить - а сёнэн и прочее жанры, наоборот, чтобы заинтересовать людей определенного возраста. То есть, если выбирать, что дать посмотреть мальчику 12 лет, сёнэн или сэйнэн, то выбор склонится в сторону сёнэна не потому, что ему нежелательно смотреть сэйнэн, а потому что его просто может не заинтересовать произведение, которое рассчитано на более взрослую аудиторию. А возрастной рейтинг именно что запрещает/ не рекомендует смотреть произведение рейтинга R.
 
          История появления подросткового рейтинга тоже довольно показательна: это сейчас для всех очевидно: разделение всех произведений на три больших категории в зависимости от возраста: дети, подростки и взрослые. Но в Западном мире самый популярный, на сегодняшний день, подростковый рейтинг PG-13 появился совсем недавно: вначале 1980-х годов до этого все произведения делились только на детские и взрослые. В 1981 году выходит приключенческий фильм режиссёра Стивена Спилберга «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». Американские цензоры долго думали, какой возрастной рейтинг поставить фильму, вопрос был сложный, потому что на взрослый он явно не тянет, но и детским его никак не назовешь – однако дать решили все-таки детский рейтинг. Но когда фильм прокатывался в кинотеатрах, то родители, которые вели своих детей на данный фильм, стали жаловаться, что такое произведение сильно пугало их маленьких детей. После чего и был придуман подростковый рейтинг PG-13 – это случилось в 1981 году. В принципе, даже если мы вернемся в наши дни, то и сейчас в западном мире нет как таковых историй, которые были направлены исключительно для подростков. Есть популярные жанры, которые пользуются спросом у подростков, как например: супергеройка, фэнтези, фантастика и т.д. – но это как вы понимаете, именно что популярные жанры, которые хотят смотреть подростки, а не жанры, которые нацелены на этих самых подростков. Какая-нибудь «Космическая Одиссея» Стэнли Кубрика или «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта – явно не рассчитаны на юношей.
 
          А что в Японии, наверняка все слышали про район в центре Токио – Акихабара. Это место, самый настоящий рай для анимешников и соискателей манги и ранобэ. Все бы хорошо, однако существовала одна проблема: из-за невероятного разнообразия продукции, людям приходилось тратить довольно много времени для того, чтобы выбрать подходящий для себя товар. Поэтому, в конце 1950-х всю мангу и ранобэ начали делить по возрастам, чтобы людям было проще и удобней – вот так и зародился сёнэн.
 
          И ещё кое-что интересное, на самом деле: сёнэн, сэйнэн, сёдзе и дзёсэй – не совсем корректно называть жанрами. Ведь, что объединяет все сёнэн произведения – правильно: направленность на юношей подростков. Однако согласитесь, что такие произведения, как: Крутой Учитель Онидзука; Триган; Детектив Конан; Коронный Бросок – ну, уж слишком сильно отличаются друг от друга. Поэтому, сёнэн и остальных лучше называть не жанрами, а мета-жанрами или демографиями. Такие названия лучше отражают их суть.
 
          Хочется поговорить про произведение, которое, как его называют «Прародитель сёнэнов» - Драконий жемчуг или Драгон Болл.
 
Image
 
          Если жанр сёнэн зародился еще в конце 50-х, то получается, что манга Драгон Болл, которая начала выходить в 1984 году не является ничьим первооткрывателем – и это совершено верно! В этом плане, Драконий жемчуг можно сравнить с Мастерами Мечами Онлайн (SAO), с которого начался бум жанра исэкая. Несмотря на то, что SAO, по сути, не является исэкаем – считается, что именно после выхода аниме в 2012 году, и начался исэкайный бум – это действительно так, и подтверждением тому служит статистика выхода картин с жанром исэкай, после 2012 года полоска росла вверх в геометрической прогрессии. Однако сам по себе жанр исэкай зародился еще вначале 90-х годов двадцатого века, а все отличительные атрибуты этого жанра, которые сочетаются с исэкаем, такие как: гарем; фэнтези; погружение в виртуальную реальность и даже, объединение исэкая и мех - начало появляться и закрепляться еще в 2000-х. Поэтому САО ничего нового не открыл для исэкая, а просто поставил жирную точку насчет того, как будет выглядеть данный жанр ближайшее одно-два десятилетия. С Драгон Боллом ситуация очень похожая. Если посмотреть супер очень внимательно, то можно понять, что многие известные сёнэны, которые пользовались/пользуются большой популярностью начали выходить еще вначале 90-х: манга Боец Баки – 1991 год; манга Отчёт о буйстве духов – 1990 год; манга Невероятные приключения ДжоДжо – 1986 год; манга Ушио и Тора – 1990 год. Вот как-то, так… Драконий Жемчуг безусловно оказал свое влияния на сёнэн – но это влияние сильно преувеличено.
 
          Однако в истории сёнэна есть человек без которого современный сёнэн нельзя даже представить – это Осаму Тэдзука.
 
Image
 
          Люди, которые интересуются аниме и мангой наверняка слышали и знают этого автора. Его называют «богом манги», считается, что именно благодаря влиянию Осаму Тэдзуки современное аниме и манга выглядит именно так и по сей день. Перечислять все его достижения не будем, но упомянуть самое известное, все-таки стоит:
 
               - Осама Тэдзука первый начал рисовать персонажей с большими глазами, а глазам женских персонажей придавал более блестящий вид. Также именно с него пошла мода рисовать губы персонажей так, что их почти не видно;
               - Тот, кто начал записывать звуковые эффекты буквами был Осама Тэдзука;
               - Произведения Осамы Тэдзуки славятся своими антивоенными и гуманистическими темами, он делал истории более юмористическими и акцентировал свои произведения на теме ценности жизни;
               - Осама Тэдзука стал основоположником многих новых на тот момент жанров манги, среди которых научная фантастика, фэнтези и триллер;
               - Именно Осаму Тэдзука выдвинул концепцию «ограниченной анимации», которая заключалась в том, что тщательно прорисовывались только основные сцены фильма, тогда как персонажи, фон, пейзаж и т.п. детально не прорисовывались, что позволяло экономить производственные и финансовые ресурсы.
 
          Несложно догадаться, что сёнэн рассчитан не совсем на маленьких детей, но и взрослыми их не назовешь – золотая середина, так сказать. Революционным для сёнэна стал 1968 год: в этот период вышли два знаменитых аниме: Могучий Атом или Астробой и Дороро или Дороро и Хяккимару – за авторством Осамы Тэдзуки.
 
Image
          Астробой – это детская фантастическая история про робота-мальчика по имени Атом, который борется со злом и несправедливостью направлена в сторону людей, которые ненавидят роботов.
 
          Дороро – это взрослое и жестокое произведение в период феодальной Японии, которое разворачивается вокруг мальчика Хяккимару, который родился с уродливыми физическими отклонениями, несопоставимыми с жизнью, из-за того, что накануне его отец, заключил сделку с 48 демонами, которые подарили ему огромную власть и благополучие, однако в обмен они забрали по одному органу у его сына. Хяккимару намеривается вернуть все части своего тела убив всех демонов.
 
          Как вы понимаете, если и есть человек, которого следует называть праотцом сёнэна, то это сами знаете кто.
 

АНАЛИТИКА ОТ БОГА

 
          Сёнэн – это идеальный концепт, который сочетает в себе детскую и легкую форму повествования и серьезные философские смыслы.
 
          Сёнэн может быть более детским, как Драгон Болл и Гуренн Лаган или серьезным, как Наруто и Атака Титанов. Может быть наполнен юмором, как Ван-Пис и Kill la Kill или ограничиваться им по минимуму, как Клеймор и Адский рай. Для того, чтобы сделать хороший сёнэн необязательно вносить много серьезных смыслов и обмусоливать их – он может быть вполне себе развлекательным, как например Невероятные приключения ДжоДжо, в котором основной смысл – это добро всегда побеждает зло. В нем необязательно должно быть много экшен сцен, как например: Крутой Учитель Онидзука и Доутор Стоун.
 
          Хороший сёнэн должен затрагивать темы, которые интересны подросткам, иметь подходящую и оригинальную для этого форму, а также развлекать зрителя.
 
          Как Осама Тэдзука оказал сильное влияние на сёнэн, также это сделал и Масаши Кишимото своим произведением Наруто. Период с 2000 до 2015 гг. для сёнэна можно охарактеризовать, как «эпоха Наруто». Многие авторы вдохновлялись и восхищались этой историей и тем, как она построена.
 
          Но, к сожалению, как это часто бывает, когда у автора что-то копируют, то копирайтеры даже не задумываются над тем, а почему он сделал именно так, а не иначе – они просто копируют и не утруждают себя, какими-либо изменениями. Думаю, что многие слышали популярное мнение, что примерно с 2012 года сёнэны стали на порядок хуже своих предшественников. И это не лишено смысла. Кратко пройдемся по топу сёнэнов после 2012 года.
 
          Взять, например, аниме Моя Геройская Академия, главный герой Деку родился в мире без причуды, где этой самой причудой владеет практически все население Земли. Ему выпадает уникальный шанс получить причуду от самого сильного супергероя – Всемогущего, однако для того, чтобы получить ее, Деку надо развить свое тело до того состояния, что его тело будет способно справиться с такой силой. В дальнейшем, Деку постоянно развивает свою причуду, но он изначально находиться в проигрышной позиции, ведь для всех остальных сверстников причуда является их частью, а у Деку причуда приобретенная – соответственно он должен тренироваться еще сильней для того, чтобы сравниться с остальными. Это постоянно демонстрируется тем, что после каждого использования своей причуды, Деку очень сильно травмирует свои руки. Неплохая задумка, которая могла бы вылиться в то, что для того, чтобы стать лучшим надо тренироваться и выйти за свои пределы. Однако, что мы видим в шестом сезоне: у Деку просто из ничего появляется 8 причуд. Чем он тогда отличается от своего антагониста и к чему были первые три сезона – вопросы риторические.
 
          Или же, например, Восхождение Героя Щита. Главный герой Наофуми попадает в фэнтезийный мир, где ему и еще троим героям, нужно спасти всех людей от приближающегося зла. По ходу сюжета обстоятельства складываются таким образом, что у Наофуми появляется страшная сила, которую он с трудом контролирует. А эта сущность, которая находится внутри него и дает ему силы – питается его злобой и ненавистью, и всячески пытается взять его тело под контроль путем того, что Наофуми потеряет голову от ненависти. Не кажется ли вам это похоже на Наруто с Девятихвостым? Вот только в Наруто этот сценарный ход был обусловлен желанием автора показать, что не надо идти на поводу у своей ненависти. И вся сюжетная арка Наруто и Курамы показывает именно это. А в Восхождении Героя Щита зачем это – вопрос риторический.
 
          Клинок Рассекающих Демонов. У главного героя Танджиро убивают всю его семью, единственный кто смог выжить, это его младшая сестра, но теперь она является демоном. Танджиро хочет спасти и уберечь свою сестру от всех напастей, ведь так как она теперь демон – значит ее захотят убить истребители демонов. Поэтому, Танджиро решает сам стать истребителем демонов для того, чтобы защитить свою сестру, а также найти способ вернуть ей человеческий облик. По итогу, история ни о чем: герой просто сражается с демонами и просто хочет защитить свою сестру. Само по себе аниме никакое – единственное, что можно отметить это графика и экшен эпизоды – сделано на высочайшем уровне, особенно для сериала. Можно попытаться сравнить данный тайтл с ДжоДжо, ведь там тоже ничего особенного нет: добрые герои хотят победить злых злодеев – однако нет, нельзя. ДжоДжо это оригинальная и продуманная история, бои не просто красиво сделаны, они именно что интересно сделаны за счет детальной проработки способностей каждого персонажа и продумывания экшен эпизодов. При создании любой истории важно не только «что», но и «как». То, что происходит в ДжоДжо, это классическая история о том, что добро побеждает зло – но то, как она сделана – выводит аниме на совершенно другой уровень. А Клинок Рассекающих Демонов – обыкновенная посредственность с невероятно крутой анимацией.
 
          В общем, продолжать могу долго. Суть заключается в том, что качество сёнэн аниме сильно упало, начиная сначала 10-х годов двадцать первого века. Однако не стоит расстраиваться, ведь перемены уже наступили, если внимательно посмотреть на вышедшие тайтлы, примерно с 2018 года, то можно утверждать, что «эпоха Наруто» уже прошла. На сегодняшний день многие популярные тайтлы отходят от концепции сёнэна, как в Наруто, и начинают делать немного иначе. Можно сказать, что сёнэны следующих 10-15 лет будут больше походить на Блич и Хантер х Хантер. То есть, если раньше главный герой, в большинстве своем, хотел «стать Хокаге», то сейчас авторы начали делать так, что главный герой стремится к обычным обыденным ценностям, то есть он не желает становится какой-то крутой шишкой, а просто хочет спокойной жизни. Если раньше, во всех ключевых боях главный герой был центральной фигурой, то сейчас от этого стараются отходить. Предположу, что ближайшие сёнэны будут делаться более серьезными и откровенными, как это было до прихода Осаму Тэдзуки. Также, я считаю, что будет делаться огромный акцент на антагонистах, возможно им будут уделять столько же или даже больше экранного времени, чем протагонисту.
И подобные представители новой эпохи сёнэна уже есть – это Человек Бензопила и Магическая Битва.
 
          Что первый, что второй сильно отличаются от сёнэнов последних лет. В обоих этих случаях главный герой занимает далеко не решающее место в разворачивающихся событиях. Главные герои больше концентрируют свое внимания на обыденности. В Магической битве, не добрые ребята выкладываются на полную, чтобы попытаться убить злодея – а наоборот, злодеи изо-всех сил стараются, чтобы хотя бы не умереть от рук положительных героев. В Человеке Бензопиле положительных персонажей убивают чаще и жестче, чем Джордж Мартин в Игре Престолов. Главный герой Дэнджи стал охотником на демонов сразу после того, как он узнал, что его будут кормить. Он выполняет задания и убивает демонов, ради желания быть вместе с Макимой.
 
          Также не стоит забывать и про небоевые сёнэны, такие как Клетки за работой или Доктор Стоун, которые также являются развлекательными, но пытаются заигрывать с наукой и демонстрировать применения точных наук.
 
          А у меня на этом все, пока-пока!!
 

Источники:


http://surl.li/kwkwe

 http://surl.li/kugrc 

http://surl.li/kugrh 

http://surl.li/kugrs

 http://surl.li/kugsf 

http://surl.li/kvhfv 

http://surl.li/kvvzk

 http://surl.li/kwniq 

http://surl.li/kwqgb

Avatar
Категория: Статьи
Добавлена: ; (обновлена: )
Автор
Если копируете новость, пожалуйста, оставляйте ссылку на источник.
Комментарии
↑ Наверх