Рецензия к аниме «Евангелион»

spacemieow
, 275 просмотров
0

Каждый из нас рождается и умирает в одиночестве

1995 год. Пока жанр меха утопает в шаблонах, страдающая от финансовых проблем студия во главе с режиссером, погрязшего в депрессии, решается на выпуск очередного аниме о пилотируемых роботах. Первые места во всевозможных чартах, верх взят даже над такими могущественными франшизами, как Sailor Moon и DragonBall Z. Фигурки производятся тоннами и так же быстро сметаются фанатами. Создан на основе манги, но на волне популярности обогнал ее события, автор закончил мангу только в 2013 году, благодаря регулярным пинкам фанатов, перерисовывая и дополняя события из сериала. Аниме получило ремейк с современной графикой в виде четырех полнометражек, первая вышла в 2007 году, последняя запланирована на 2020 год. Из отличий можно отметить измененный формат, местами вырезанные сцены и наличие одного дополнительного пилота, имхо лишнего. Даже спустя 24 года после выхода, аниме все еще просматриваемое и многократно пересматриваемое.

Наш юный ояш (обычный японский школьник) приезжает в новый город Токио-3, ставший одним из оплотов человечества после глобальной катастрофы, для встречи с отцом. Тот трудится в секретной организации NERV, находящийся глубоко под землей. На город внезапно нападет ангел, инопланетный робот/организм/существо/колония (нужное подчеркнуть), и единственным оружием против него служит робот новейшей разработки Евангелион 01, созданный специально для устранения оных. Но роботом может управлять только "дитя" (один из немногих людей, чей организм способен синхронизироваться с боевой машиной), а единственный пилот не в силах подняться с больничной койки. Отец сообщает нашему герою, что он является вторым дитям и был приглашен отцом только ради управления Евой. Цельное клише, не находите? Давайте поближе рассмотрим персонажей. 

Икари Синдзи - вечно ноющий слабак и тряпка, не способен на действия и принятие решений в критической ситуации, а по совместительству еще и главный герой. Противник насилия ради своего же выживания, если насилие по отношению к врагу не оправдано. Ну не тряпка ли? Как знать, посмотрев с другом стороны, его можно назвать гордым мужчиной с характером скалы, который даже под предлогом гибели всей Земли не прогибается под желаниями других.

Аска Лэнгли - высокомерная и самовлюбленная школьница, управляющая роботом только ради удовлетворения чувства  собственной важности. Рада любой ситуации, способной приподнять ее во взглядах окружающих. Яркий представитель цундере (суть - быстрый переход от хамства к теплому дружелюбию). Действует быстро и решительно, для нее битва - смысл жизни.

Рей Аянами - основатель апатичного и меланхоличного архетипа в аниме. Множество ее прототипов сошло с конвеера, после того, как мир познакомился с непроницаемой голубоволосой девочкой. Самый безэмоциональный, холодный и очаровательный герой из нашей триады пилотов. Кажется, даже смерть ее близких друзей не способна хоть сколько нибудь сдвинуть уголок ее губ. Задумывалась как "персонаж, боящийся своих эмоций, не знакомая со своим эмоциональным миром". Беглый взгляд может отнести ее к той категории людей, которым плевать на весь мир и пусть он хоть умрет. Наметанный же глаз увидит в ней скрытую за кроткими ответами маленькую, но нераскрытую вселенную.

Немного о сюжете. С первых серий нас забрасывает в типичную меху, где "никто кроме тебя" не спасет мир. Знакомство с героями и отличный экшн со зрелищными боями и... Вроде бы больше ничего не происходит в первой половине. Мир понемногу открывается, но ничего увлекающего в плане глубины сюжета не происходит, и все же кое-что удерживает у экрана. И это не до конца раскрытые вопросы, которые могут возникать по ходу знакомства с миром. Нам дают ответы, но с намеком на более полные немного погодя. Интрига сохраняется. Неплохо, но не достаточно для классики аниме. Далее же начинается куда интереснее часть: откровения, философия, психологическая подноготная и очаровательная христианская символика в виде крестов, распятия и пришествия, как небольшой итог - извечное противостоянии человека богу, отверженный богом человек пытается существовать и строить свой мир вопреки его воле.  Здесь-то и приходит осознание того, что отнюдь не роботы являлись центральным событием в сериале.

Аниме являет собой квинтэссенцию таких жанров, как боевик, психология и драма. В свое время частично сыскал успех благодаря детализированным моделям боевых роботов, Евангелионов. Бои достаточно красочны, приятны. Но не графике обязан тайтл. Основой служит психологическая сторона героев, их проработка, построение отношений между собой, ведь каждый из них по-своему несчастен и одинок, у каждого есть своя грустная предыстория, у каждого есть эфирное время для рефлексии и время для боев не только с "ангелами", но и со своим эго. Одной из ведущих тем есть одиночество как таковое, к примеру, для Аски бои - единственный друг, с которым она может разделить свое несчастье, который ее "выслушает и простит". Рей - идеальный солдат, готова выполнить приказ любой ценой. У нее ничего нет, кроме организации и тех самых приказов. Синдзи потерял мать, а отец общается с ним сквозь черту начальник/подчиненный, так что деятельность в организации его единственный способ избежать одиночества, хоть иногда контактируя с отцом в надежде на улучшение отношений.  

Философия аниме исчерпывается одним лишь "проектом комплементации человечества", однако достаточно глубоким по своей сути - объединение всего человечества в одно сознание, в один организм. Вызовет ли это появление сверхчеловека или даже второго Бога? Что будет значить появление второго божества? К чему это приведет? Возможно, 25-26 серии дают ответ на этот вопрос, если посмотреть под правильным углом, однако утверждать нельзя потому, что эти серии слишком "артхаусны" для того, чтобы можно было хоть сколько нибудь однозначно их трактовать. Во всяком случае, для понимания сюжета они не обязательны, их пропустить можно, тк они были слеплены из неиспользованных кадров по той причине, что издатель почти полностью перекрыл финансирование проекта из-за внутренней распри. 

Сериал является классикой в мире аниме, однако не стоит начинать свое знакомство с японской анимацией именно с него, обремененного тяжелыми психологическими, библейскими и философскими мотивами. Аниме поставлено режиссером, пребывающем в глубокой депрессии, посему и от него веет теми же симптомами, что и от автора. Временами заразительно, поэтому будьте готовы. Можно ли рекомендовать аниме? Нет, оно обязательно к просмотру без каких либо компромиссов. 

 

Итоговая оценка:
10 / 10 шедевр
Комментарии
↑ Наверх